вторник, 23 февраля 2010 г.

Клиника, которую можем потерять

Двум аспирантам дал темы по коморбидными состояниям.
Коморбидные состояния, - это реальная клиническая практика. Это пациенты, у многих из которых более одого заболевания. Это когда в подходах нужно учитывать коморбидность. Это, если проще и понятнее,- госпитальная клиника.
И вот мое предложение одной из них подготовить со студентами на клинический разбор случай с коморбидностью.
Взялась, составила проект плана презентации и согласовывает со мной по электронной почте.
На предложение вступительный слад посвятить госпитальной клинике, отвечает вопросом, что, мол, что такое госпитальная клиника. Потому что коморбидность знает хорошо, даже, может, лучше многих в стране, оперируя индексами коморбидности и иными подобными понятиями, а вот госпитальной клинике, получается, я не научил.
Были в недалеком прошлом пропедевтическая, факультетская, госпитальная клиники. Теперь же внутренняя медицина, в которой пропедевтика и болезни. Болезни, за которыми утрачиваются больные.
На предстоящем разборе, решено, занимаемся не коморбидными состояниями, но госпитальной клиникой. Чтобы случайно не потерять.
Госпитальная клиника и есть синоним реальной клинической практики. Той, о которой так хорошо сказал М.Я. Мудров (1825): "Я намерен сообщить Вам новую истину, которой многие не поверят, и которую, может быть, не все из Вас постигнут... Врачевание не состоит в лечении болезни... Врачевание состоит в лечении самого больного."

Комментариев нет: