КОДЕКС МАЛЕНЬКИХ ХИТРОСТЕЙ ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ КРАСИВУЮ НАУЧНУЮ ПУБЛИКАЦИЮ
лекция для молодых преподавателей, аспирантов и студентов медицинских факультетов
Н.И. Яблучанский, Главный редактор Medicus Amicus
Кодекс маленьких хитростей
* Единство работы
o Полнота
o Биективное (взаимно-однозначное соответствие частей) отображение
o Внутренняя непротиворечивость
o Тезаурус
o Единство логики
* Золотое сечение
o Соотношение частей
o Фактические объемы частей
o Макет работы
o Порядок изложения
Единство работы
Полнота означает логическую законченность работы
* Название
* Введение
* Цель
* Задачи (если есть необходимость детализации, в совокупности должны полностью отвечать цели)
* Объект исследования
* Методы исследования
* Результаты
* Обсуждение (если позволяет объем)
* Заключение (выводы)
* Иллюстрации
* Литература (в статьях)
* Абстракт (в статьях)
Единство работы
Биективное (взаимно-однозначное соответствие частей) отображение
* Соответствие названия, цели, задач, объекта, методов, результатов, выводов, иллюстраций, литературы, абстракта друг другу
* Изменили цель - вносите изменения во все остальные структурные элементы работы
* Изменили название - придется менять всю работу
* Внесли новый метод - повлияет на работу в целом
Единство работы
Внутрення непротиворечивость
* непротиворечивость названия, цели, задач, объекта, методов, результатов, выводов, иллюстраций, литературы, абстракта
* Изменили одну часть - вносите изменения во все остальные
Единство работы Тезаурус
* в соответствии с последними международными номенклатурами, классификациями, протоколами, соглашениями (ссылка обязательна)
* Новому термину обязательное определение
* Одному понятию один термин
* Одному термину одно сокращение
* Непротиворечивость термина и определяемого понятия
Единство работы
Единство логики - единое логическое построение работы с одним порядком изложения материала по всем структурным элементам работы Отработайте стиль будущей работы на стиле структурного элемента. Придерживайтесь стиля по всей работе. Оттачивайте слить структурного элемента.
Название
* Короткое
* Емкое (полное)
* Непротиворечивое
* Соответствие работе
* Терминологически выдержанное
Введение
* Введение в работу
o Обоснование актуальности
o Обоснование новизны
o Теоретическое и практическое значение
Цель
* Цель - всегда одна
* Если несколько целей - задачи цели, не цель
* Исследуйте задачи
* Найдите ядро задач
* Сформулируйте ядро как единую цель
Объект наблюдения, классификация
* Объект наблюдения - пациенты и волонтеры
o пациенты - группы наблюдения и сравнения
o волонтеры "обеспечивают" конституциональный контроль
* Четкие критерии формирования (критерии включения, критерии исключения)
* Однородность групп (пол, возраст, конституция, клинические синдромы)
* Классификация
o Конституциональная (пол, возраст, …)
o Клиническая (нозологии, клинические формы и классы в соответствии с классификациями, лечебные подходы)
o Специальная (по исследуемым явлениям в соответствии с целью исследования)
Методы исследования
* Соответствие работе
* Соответствие стандартам
* Группировка по исследуемым системам
* Суть (новых), ссылка на источники (стандартные)
* Точность измерений
* Статистические процедуры, обоснование
Объем наблюдений и статистические процедуры
* Каждому объему наблюдений свои статистические процедуры
* Каждому распределению свои статистические процедуры
* Планирование объема наблюдений для достижения заданного уровня достоверности параметров
* Качественные признаки - альтернативная статистика
* Количественные признаки - вариационная статистика
o Проверка на нормальность распределения обязательна
o Процедуры нормализации распределения
o Дополнение математического ожидания и стандартного отклонения модой, моментами высших порядков (ассиметрия, эксцесс)
* Непараметрические критерии проверки гипотез при малых выборках и законах распределения, отличных от нормального
* Методы корреляционного и регрессионного анализа
* Методы многомерной статистики
Результаты
* Полученные результаты
o Полнота
o Непротиворечивость
o Последовательность
o Четкость
o Соответствие работе
Обсуждение
* Естественность, истинность
* Отражаемые явления
* Возможные причина, механизмы изменений
* Соответствие системным представлениям
* Новизна и значение
Иллюстрации
* Иллюстрации - таблицы, графики, схемы, рисунки
* Иллюстрации паллиативные - на этапе создания работы для лучшего овладения материалом
* Шире используйте иллюстрации паллиативные
* Иллюстрации - структурный и содержательный элемент работы
o Иллюстрации не должны дублироваться друг другом и/или текстом
o Иллюстрации должны способствовать лучшему (образному) восприятию работы
Представление данных
- Текст, таблицы и графики?
- И текст, и таблицы, и графики. По разумному. Таблицы и графики, как и текст, тоже читаются.
- Это?
- Означает, что незачем текст перегружать табличными данными и "обсасывать" детали графиков.
- ?!
- Таблицы и графики - инструменты облегчения текста, повышения убедительности работы.
- Сколько?
- В самый раз - в меру.
Анализируемые показатели
Две группы
* Независимые (относительно) от других
o Описываются в принятой системе классификации
* Зависимые от других (связанные функционально с другими)
o описываются как таковые и в системе изменений других показателей
Заключение
(выводы)
* Краткость
* Четкость
* Внутренняя логика
* Соответствие работе
* Полнота
* Непротиворечивость
* А если под соискание степени, так еще и с выполнением ВАК-овских причуд
Золотое сечение
Оптимальное соотношение частей: введения, цели, задач; объекта, объема, методов исследования; результатов, обсужения, иллюстраций, списка литературы
Планируйте объем работы, планируйте объем частей работы
Планируйте макет работы
Начинайте с результатов, продолжайте методами, объектом, объемом, обсужением, заключением (выводами), целью, задачами, введением
Золотое правило
* Спеши медленно
* Хорошо подумай
* Хорошо спланируй
* Подготовь исходный материал
* Проведи обработку материала
* Проиллюстрируй
* Опиши результаты
* Проведи обсуждение результатов
* Обоснуй результаты
* Покажи новизну
* Спланируй работу по объему, теме, задачам, структурной организации
* Излагай результаты по схеме
* Дай работе отлежаться
* Воспитывай в себе критика
На заметку соискателю ученой степени в Украине
* Введение велено делать многослойным
o Постановка проблемы
o Связь работы с важнейшими научными и практическими заданиями
o Анализ последних исследований и публикаций, которыми начато решение рассматриваемой проблемы
o Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена статья
* Цель без задач не принимается
* Заключение еще не венец - очень желают узнать сокровенное - направления дальнейших исследований
Подберите наилучший стиль
* Материал можно изложить в разном стиле
* Учитесь на лучших работах из лучших изданий
* Присматривайтесь к работам, которые наиболее понравились по изложению
* Помните, что не себе пишете
* Опробуйте на фрагменте статьи несколько стилей, присмотритесь, выберите наилучший
* Выдерживайте стиль через всю работу
* Одна работа - в одном стиле
* Соблюдайте согласование времен, залогов и т.д.
* Приоритет простому, доступному, содержательному изложению
* Совершенству нет предела
* Совершенствуемся вместе
Я это опубликовал на http://www.medicusamicus.com/index.php?action=edpr-goodpubl , но вижу, что одного места публикации мало.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий