вторник, 21 октября 2008 г.

Психологічний портрет Віктора Андрійовича Ющенка: странно или не странно, но я давно его именно таким и вижу

http://www.pravda.com.ua/news/2008/10/21/83206.htm

Приближается четвертая годовщина Оранжевой революции, которая стала поворотным пунктом новейшей истории Украины.

Нынешний рейтинг Виктора Ющенко не мог ему присниться и в страшном сне, когда на руках его носила вся страна, а у его ног лежала вся политическая элита.

Бесспорно, нынешний президент стал феноменом, который требует изучения не только с точки зрения политологии, но и психологии.

Когда Александр Морозов предложил для публикации статью "Он снова сделал это…", редакция "Украинской правды" обратилась к автору с просьбой подробнее прокомментировать аргументы, на основании которых он сделал выводы о нынешнем психологическом состоянии президента.

В ответ Морозов ознакомил нас с документом, который редакция, после достаточно долгих раздумий, решила опубликовать фактически полностью.

Это психологический портрет Ющенко, подготовленный группой профессиональных психологов, пожелавших, к сожалению, остаться неназванными.

Из этических соображений из текста убраны наиболее персональные, на наш взгляд, моменты, однако в целом мы уверены, что психологическое состояние первого лица страны может и даже должно быть предметом публичных обсуждений.

Публикуемый материал не претендует на истину в последней инстанции и может рассматриваться исключительно в виде субъективной профессиональной точки зрения.

Редакция УП готова открыть дискуссию и предоставить слово психологам, имеющим альтернативные точки зрения.

Тяжелое детство…

Известно, что детские психологические травмы, насилие над ребенком провоцируют зачатки психопатологий, в последующем оказывающих большое, а порой определяющее значение на формирование зрелой личности.

Исследование детства ВАЮ затруднено попытками окружения сформировать красивый миф, далекий от реальности. Однако тщательный анализ воспоминаний и интервью ВАЮ и его близких дает достаточно фактов для исследования.

Заметно, что ВАЮ гипертрофировано оценивает влияние семьи на свое воспитание и формирование жизненных принципов, особенно абсолютизируя роль отца. Он признает: "Я принадлежу к той категории людей, для которых семья – первоначальная ценность". Такая зацикленность объясняется специфичностью семейных отношениями, практиковавшимися родителями ВАЮ.

Есть ряд свидетельств, что отец ВАЮ имел деспотический характер, что могло быть спровоцировано пребыванием в концлагере. Мать ВАЮ так характеризовала супруга (учителя): "В школе его ученики очень боялись". Односельчане вспоминают и такой интересный факт: "когда он заходил в мужской школьный туалет, пацаны-курильщики мигом глотали папироски".

Представляете, какой панический ужас испытывали дети, что не задумываясь глотали зажженные (!) сигареты. На уровне инстинкта страх перед учителем отключал даже страх боли.

Мать ВАЮ признавала, что крутой нрав отца имел место и дома, он не гнушался рукоприкладства.

Бывшая учительница ВАЮ Покотило вспоминала, что о строгостях воспитания в их семье ходили легенды. "Один раз сказали, что старший брат Петр был в компании, которая чем-то нехорошим занималась. Варвара Тимофеевна пришла домой, схватила сына за волосы, хотела надавать тумаков. Но тот говорит: мам, клянусь Богом, меня оговорили. Видите, в какой строгости воспитывались дети в семье".

Другая цитата матери ВАЮ показывает еще одну сторону отношений в их семье: "Теперь мне Витя говорит: мама, для меня Петя – как отец".

Известно, что отношения между детьми, как правило, далеки от идиллии: имеются конкуренция, конфликт возрастов, ревность за внимание родителей.

Отцовский комплекс у старшего брата к младшему появляется обычно в неполных или неблагополучных семьях, когда насилие родителей формирует повышенную эмоциональную близость между детьми, а старший брат (быстрее повзрослевший) пытается оградить младшего от негатива, который испытал сам.

Деспотизм родителей и установка на безоговорочное подчинение в семье ВАЮ прослеживается и на таких фактах. Он признался, что специальность при поступлении в ВУЗ после небольшого сопротивления выбрал по настоянию отца. То же произошло и с дочерью ВАЮ, ее он заставил изучать арабский язык, хотя она этому "долго сопротивлялась".

Еще один важный факт. В семье ВАЮ принято обращение к родителям на ВЫ. "Все четверо детей – 23-летняя Лина, 18-летний Андрей, Софийка и Тина – обращаются к родителям на Вы. Эта семейная традиция имеет глубокие корни. И к тому же, по мнению Виктора Андреевича, помогает создать особые отношения в семье".

Конечно, в этом нет чего-то предосудительного, однако оно характеризует достаточно специфические отношения в семье. Как правило, это означает, что в отношениях родителей к детям доминирует принцип социальной иерархии, а не природные инстинкты, эмоциональная привязанность.

В таких семьях между родителями и детьми возникает эмоциональный барьер, отчужденность, что признает и сам ВАЮ: "когда мой сын приходит домой поздно, я с ним беседую по всей строгости, И если он хочет мне в чем-то возразить, дальше, чем "Тату, ну ви..." не идет. Вы – это тот барьер, который дальше не пускает".

Момент перехода на Вы в раннем возрасте вызвал у дочери ВАЮ эмоциональный шок. Вот, что она вспоминает: "Помню, я стояла во дворе около забора, тут подходит папа и говорит: Доченька, ты должна называть меня, маму, бабушек и дедушек на ВЫ. Лина сильно удивилась: для нее это прозвучало так, как будто бы у знакомых с рождения людей вдруг изменились имена, а у окружающих предметов – названия. И, что, теперь я должна все называть на ВЫ – и забор, и дерево, и кур, и собачек?– со слезами на глазах спросила девочка. Нет, собаку можно на ТЫ".

Фромм отмечал, что нарушение естественных отношений в семье, замещение эмоциональной привязанности к родителям фетишизацией неких форм социальных отношений (уважение к страшим, традиции), может иметь серьезные негативные последствия для ребенка в зрелом возрасте, провоцируя развитие некрофилической психопатии.

По мнению Фромма, для таких людей мать – только часть социальной иерархии, "скорее фантом, чем реальная личность. Она может представлять собой символ Земли, родины, крови, нации, традиций, корня, первопричины. Но тяга к такой Матери не может быть влечением любви и вообще у них не формируется эмоциональное отношение к кому бы то ни было.

Здесь вообще не подходит обычное психологическое толкование влечения как чего-то прекрасного, приятного и теплого. Такой человек остается нарциссом, холодным и равнодушным, а причиной является состояние неумолимого и невыносимого одиночества, вызванного нарциссизмом. О таком человеке можно сказать, что он просто не видит других людей, он смотрит как бы сквозь них, словно это неодушевленные предметы; к прошлому, к мертвым он проявляет даже больше интереса, чем к живым людям".

…Следствие–паранойя

Абсолютизация роли отца и фетишизация социальной иерархии в сознании ВАЮ показывают, что он не прошел стадию, известную как конфликт поколений, бунтарства против родителей.

Этот конфликт присущ подросткам, которые в момент полового созревания на инстинктивном уровне начинают борьбу за статус альфа-самца, вступая в конфликт не только со сверстниками, но и родителями, в-первую очередь, с отцом. Такое поведение обусловлено на гормональном уровне и достигает максимума в период подростковой гипергормональности.

По мнению Фрейда, главная причина враждебности достигшего полового созревания мальчика к отцу не только в соперничестве с ним, но главным образом в бунте против репрессивного патриархального авторитета.

Очевидно, что подростковая деформация психического развития в дальнейшем спровоцировала у ВАЮ новые деформации, сформировавшие психопатиическую параноидальную личность.

ВАЮ по жизни "вели" покровители – Гетман, Кучма, Плющ. ВАЮ даже называл Кучму отцом. Сегодня, роль "отца" при ВАЮ играет глава его секретариата, который "заботится", "защищает", потакает капризам, освобождает от нагрузок.

На этой же почве для нахождения внутреннего компромисса и гармонии у многих возникает паранойя, когда мания преследования оказывается своеобразной проекцией внутреннего фантазийного желания: проблемы, связанные с гомосексуальностью, как бы содержатся не в самом человеке, а навязаны извне.

Как правило, мужчин-параноиков "преследуют" альфа-самцы. (Кстати, Тимошенко демонстрирует психотип альфа-самца, нанося двойной удар по самолюбию ВАЮ: от более сильного соперника, к тому же женщины).

Диспропорции частной жизнь

У паранойиков, вступающих в брак, идя навстречу требованиям доминирующей в обществе морали и традиций гетеросексуальности, отмечается плохая адаптация к семейной жизни, диспропорции в отношениях, домашние разлады.

Советник ВАЮ Жулинский отмечает, что первая жена ВАЮ Светлана "полностью растворялась в Викторе. Незадолго до развода, в начале 90-х, Светлана сильно изменилась. Ходила в черном облачении, словно монахиня, взгляд стал отрешенным".

Он привел и такой факт. Когда умерла мать ВАЮ он прислал за бывшей женой машину. На панихиде "Светлана воспринимала смерть бывшей свекрови как свое личное горе. Но она стояла в стороне и даже не пыталась подойти к бывшему мужу, чтобы выразить свои соболезнования".

Такое же отсутствие эмоциональной близости наблюдается и в отношениях ВАЮ с нынешней супругой Екатериной.

Вот цитата из ее интервью: "Вопрос: в семье Ющенко часто бывают романтические ужины вдвоем? Ответ: Никогда. Я всегда представляла, что, если мужчина и женщина вместе, то они хотя бы раз в неделю должны ужинать вдвоеь. В нашей жизни такого еще не было, я все еще жду тот первый раз. Как-то я сама пригласила Виктора. И целый день готовилась: одела новое платье, сделала прическу и макияж. Жду его, надеясь на романтический вечер с любимый. 7 вечера, 8, 9. В 10 он звонит домой и говорит: Я здесь сижу в замечательном кафе с друзьями. Ты бы не хотела к нам присоединиться? Я, честно признаться, так расстроилась!"

Диспропорции просматриваются и в отношении ВАЮ к детям. Одновременно со строгостью, навязыванием своей воли (подруги старшей дочери объясняют ее семейные неурядицы вмешательством отца), доминированием социальной иерархии над чувствами, жены, ВАЮ признается, что он склонен проявлять специфичный либерализм: разрешает младшим детям игнорировать личную гигиену или объедаться шоколадом во вред здоровью.

Рассказывала она и о таком ненормальном проявлении любви к младшим детям: возвращаясь домой поздно, ВАЮ "будит всех, усаживает на диван и начинает расспрашивать о прошедшем дне".

Распад первого брака ВАЮ в значительной степени объясняется плохой совместимостью с консервативно-патриархальной, набожной женщиной.

Второй брак оказался внешне более успешным, так как сильный характер второй жены при внешнем позиционировании в качестве патриархальной "берегини" семейного очага, дает ВАЮ большую внутреннюю гармонию.

Известно, что слабые мужчины (как правило, страдающие латентной или подавленной гомосексуальностью) тянутся к сильным женщинам. Так семья приобретает внутреннюю логику, обеспеченную полузамещением ролей.

Еще один характерный момент – на протяжении всей карьеры ВАЮ большое влияние на него имели сильные, властные женщины – Ульянченко, Паречкина, внешне также позиционировавшиеся как заботливые "няньки".

Государство–та же семья

Патриархальная семья, где отец – носитель верховной власти, а женщина занимает подчиненную роль "берегини", хранительницы очага, традиций, по признанию ВАЮ, является для него единственно правильной и допустимой моделью отношений.

Он проецирует ее и на восприятие государства, партии, отношений с людьми. Тем самым ВАЮ пытается навязать совершенно чуждую украинской ментальности модель власти, когда президент – это строгий отец, царь-батюшка для подданных, априори обязанных подчиняться его авторитету.

Анализ мировосприятия ВАЮ показывает, что за внешним антуражем украинскости и западничества просматривается носитель и проводник ментальности русской. Для которой характерно, во-первых, ощущение сакральной сути власти.

ВАЮ откровенно ненавистна западная модель, где президент – наемный обществом менеджер, проводник социально востребованной программы, выразитель интересов отдельных социогрупп.

Близкий ВАЮ Балога идет еще дальше, утверждая, что судьба ВАЮ зависит не от народа, оппонентов, рейтингов или политической конъюнктуры, а находится "в руках Божьих".

Во-вторых, ВАЮ является приверженцем мироустройства русской патриархальной крестьянской общины, столетиями остававшейся становым хребтом крепостничества. Очевидно, что ВАЮ чужд доминирующей в современной украинской ментальности традиции казацкой вольницы, самоуправления, индивидуализма и привнесенного с Запада рационализма.

В-третьих, ВАЮ склонен к мессианству, также присущему русским (квинтэссенция – концепция "третьего Рима"), но совершенно чуждого ментальности украинцев.

Украинец, как и другие европейские нации, способен поверить во что-то, но в дальнейшем требует постоянного подтверждения и подкрепления своей веры, его рационализм всегда доминирует над иррациональностью. У

русских же вера не требует рационального подтверждения, будучи самодостаточной - умом Россию не понять, в Россию нужно просто верить. Даже очевидные провалы всегда находят оправдание: царь-то хороший – бояре плохие.

В-четвертых, мировоззрение ВАЮ базируется на постулате о богопредначертоности власти (любая власть от Бога), отсюда ее сакральный характер. В этом контексте характерно отношение ВАЮ к Кучме.

Отвечая на вопрос, считает ли он до сих пор Кучму своим "отцом", ВАЮ отбросил личностный фактор, акцентировав внимание опять таки на патриархальной иерархии, отметив что для него главное – преемственность и принцип подчиненности младшего поколения старшему.

Даже после отставки с поста премьера ВАЮ сохранял верность патриархально-иерархическим принципам государства-семьи: "я выступаю за то, чтобы каждый премьер искренне относился к президенту". Возглавив оппозицию, подчеркивал: "я буду уважать президента, так как это символ моего государства. Не уважая президента, я как интеллигентный человек не наберу баллов".

Оказавшись на вершине властной пирамиды ВАЮ требует от других следовать той же логике. Характерно, что в заочной полемике с оппонентами, он зачастую критикует их от третьего лица, подчеркивая свой статус.

Мировоззрение ВАЮ не совместимо с западной ментальностью, базирующейся на другом библейском постулате: "Богу Богово, а кесарю, кесарево", к тому же признающей право на восстание против суверена.

Характерно отношение ВАЮ к политической оппозиции как такой: "я скептически отношусь к идее политической оппозиции. Я не вижу, чтобы оппозиция как модель поведения давала ответ на вопрос, как нам обустроить Украину".

В-пятых, характерно восприятие ВАЮ роли женщины в семье и обществе.

Жена ВАЮ рассказывает как в их семье видится роль женщины: украинская женщина должна быть "настоящей Берегиней и для своей семьи, и для Украины. Женщина сохранила наш народ, поскольку Украина вечно была разрознена, наши мужчины всегда вынуждены были защищать Украину, а на женские плечи ложилось все бремя сохранения и продолжения рода".

Призвание женщины – обеспечить мужу уютный дом, счастливую семью, место, куда он будет возвращаться с радостью после работы. Это соответствуют русской ментальности, которая впитала многие традиции Востока. Роль женщины в украинском обществе всегда была более эмансипированной, что гораздо ближе европейской культуре и традициям.

Проекция ВАЮ патриархально-архаической семьи на государственное устройство является основной, глубинной причиной крайнего неприятия Тимошенко – воительницы, лидера, железного ангела Майдана. Она органически не вписывается в его жизненные ценности и представления о роли женщины.

В географически близкой к России Сумщине влияние русской ментальности всегда было значительным, в силу чего ВАЮ воспринял ее, как говорится с молоком матери. ВАЮ вырос в русифицированной семье и украинский язык для него не родной.

Раньше он употреблял много русизмов, сейчас его речь стала более грамотной, однако анализ показывает: его украинский лексический запас ограничен, речевые обороты закостенелы и не отличаются разнообразием.

Несоответствие риторики и декларируемых проукраинских и прозападных ценностей с внутренним мировоззрением и русской ментальностью ВАЮ, стало весомой причиной потери общественной поддержке.

Общество интуитивно отвергает чуждую украинскому менталитету модель общественных отношений, даже если она преподносится в подчеркнуто патриотической, национальной упаковке.

На невербальном уровне люди чувствуют несоответствие формы и содержания. Это, в свою очередь подсознательно усугубляет внутренний дискомфорт ВАЮ, провоцирует обострение фобий и психозов.

Главные проблемы ВАЮ – неспособность адаптироваться к доминирующим в обществе настроениям, критически воспринимать, корректировать и трансформировать свои ценностные установки. Вместо этого он пытается трансформировать окружающий мир, абсолютно неадекватно оценивая свои силы и возможности.

У ВАЮ заметна повышенная ригидность, то есть неспособность адекватно менять однажды выбранные установки, стереотипы, цели, точку зрения, даже когда в этом назрела объективная необходимость.

Она проявляется на всех трёх уровнях: когнитивном (трудно перестраивает индикаторы восприятия и ранее сформировавшиеся представления в изменившейся ситуации), мотивационном (практически не перестраивается система мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения) и, особенно, аффективном (абсолютно закостенелые эмоциональные отклики на изменяющиеся объекты эмоций).

Продолжение следует

Комментариев нет: